Особенности проектирования морских портов
11 Января 2014
Водный транспорт по товарообороту сегодня занимает второе место в мире, после трубопроводного. Это обусловлено относительной дешевизной такого вида перевозок. Ведь стоимость эксплуатации плавсредств относительно не большая, срок их службы огромен, а основные затраты – это главным образом строительство и дальнейшее обслуживание портов. В системе водных перевозок главнейшая роль, конечно же, принадлежит морским.
Для того, чтобы построить порт исходя не только из сегодняшних потребностей, но и глядя на перспективу, прежде всего, необходимо проанализировать грузооборот транспортной организации сегодня, и ввести поправочный коэффициент на будущее. Именно с такого наиважнейшего анализа начинается проектирование морских портов. Далее должны быть учтены характеристики судов, которые будут заходить в порт, и определены виды принимаемых или отправляемых грузов.
Проект порта должен быть разработан с учётом розы ветров. Но, кроме того, следует произвести глубокий анализ естественных условий, определить место и глубину акватории. Эти параметры позволят наиболее точно определиться с местом закладки порта. Ибо его месторасположение будет, прежде всего, определять дальнейшую экономичность.
Следующим этапом в проектировании должно быть выяснение, какие и сколько причалов должен иметь этот объект хозяйствования. Грузовые, вспомогательные, дополнительные причалы должны быть, прежде всего, экономически просчитаны. Кроме того следует произвести расчёты длины каждого причала, глубины воды возле него, рассчитать причальный фронт.
После выполнения этих работ организация, выполняющая проект морского порта, производит расчёт и проектирование складского хозяйства. Для этого выполняется комплексный расчёт емкости склада для генеральных и отдельно для рефрижераторных и навалочных грузов. Далее корректируется площадь и высота складских объектов. И только затем необходимо перейти к расчёту железнодорожного и автотранспортного хозяйства. Для этого производят подсчёт необходимых железнодорожных веток и путей, и автотранспортных площадок и дорог.
Одним из наиглавнейших моментов в проектировании порта является вопрос о выборе схемы механизации. Если это пассажирский морской порт, то следует уделить особое внимание комфортному времяпровождению людей во время нахождения на его территории. Учитывая, что такие порты функционируют и зимой, надо запроектировать тепловое и вентиляционное оборудование, найти интересное дизайнерское решение, рассчитать необходимое количество мест отдыха, ресторанов и кафе на территории вокзала. Проектная организация, занимающаяся разработкой такого комплексного проекта, обычно выбирается после проведения тендера, на котором представлены как наши, так и заграничные проектировщики. Это диктуется повышенной ответственностью грандиозного сооружения в масштабах всей страны.