ZKL

 

На территории Чехии в 1911-ом году некий Emil Sachs - представитель компании «Schweinfurt», купил местную текстильную фабрику. Фабрика располагалась в городе Перштейн и выпускала текстильную продукцию, но после смены владельца также сменила свой статус, превратившись в машиностроительное производство. Изначально с конвейера вновь созданного завода сходили обычные велосипеды. Однако ближе к 1921 году появилась необходимость увеличения объёмов производства материнской компании «Schweinfurt». В результате, на базе нового производства в городе Перштейн решено было организовать выпуск шарикоподшипников. Ещё через два года, на предприятии запустили линию производства подшипников качения. Правда, компания «Schweinfurt» недолго использовала в своих целях налаженное производство. В 1930 году завод в городе Перштейн стал собственностью другой компании, именуемой SKF. Компания SKF пользовалась производством восемнадцать лет, после чего завод перешел в собственность Чехии. Так Чехия приобретала статус мирового производителя подшипников. 

Времена Второй мировой войны также отметились продолжением зарождения на территории Чехии подшипникового производства. В те годы немецкая компания SUMAG построила в городе Klasterec nad Ohri завод, где выпускалась продукция военного назначения, в том числе подшипники для авиастроительной сферы. В период с 1945 года по 1949 год, производственные мощности контролировались структурой National Custody Administration. В эти годы ассортимент заводской продукции выпускался самый разный. Затем предприятие стало частью национального производственного комплекса TOS Holoubkov, выпускающего токарные станки и пилорамное оборудование.

С началом 1951 года завод в городе Klasterec nad Ohri переходит под управление компании ZPS Brno – Lisen. В это же время в Чехии отмечается острая необходимость в подшипниковой продукции. По этой причине производственные мощности завода в городе Перштейн перебрасываются на территорию Klasterec nad Ohri и объединяются с мощностями ZPS Brno – Lisen. Вновь народившееся производство получает наименование – ZKL. Ровно через год официально регистрируется торговая марка ZKL. Таким образом, на момент 1960-го года в Чехии действовало официальное собственное производство подшипниковой продукции. За несколько лет производственная база расширилась существенно. Имеющиеся предприятия объединялись в единое целое. Та же компания ZKL в начале 1965 года уже была частью корпорации ZVL. Практически полных тридцать лет существовал концерн ZVL, пока не наступили времена 90-х. Компания ZKL вновь обрела независимость, определив для себя статус акционерного общества с государственным капиталом. В 1996-ом году последовала приватизация общества. Владельцем всех акций предприятия стал Пражский Консолидационный банк, который через два года передал все акции компании ZKL Brno.

Подшипниковая история города Брно начинается с 1947 года, когда принималось решение о создании производства подшипников на территории тогда существовавшей Чехословакии. На основании принятого правительством Чехословакии решения, в Брно был сооружен подшипниковый завод, вошедший в состав структуры концерна Zbrojovka Concern. Представители концерна довольно скоро наладили деловые связи с англичанами из Hoffmann и вскоре, производство подшипников стало функционировать не только в Брно, но также в других территориальных зонах Чехословакии. Уже в 1948 году с конвейеров чешских заводов сошли 28 видов подшипников. Расширение производств и видов подшипниковой продукции продолжалось. Последовали объединения предприятий Zavody presneho strojirenstvi и Brno – Lisen. Затем к этим предприятиям добавились Dolni Mecholupy и Kysucke Nove Mesto, а также заводы Klasterec nad Ohri. В конечном итоге, после всех объединений, Чехия производила уже 155 видов подшипниковой продукции. Начиная с 1953 года и до 1976, объединенная группа предприятий действовала в лице компании ZKL. В 1976 году название компании изменилось на ZETOR.

  

Чуть позже в Чехии появляется Институт по исследованию конструкций подшипников качения (ZKL VUVL). Ближе к 80-ым годам в Чехии провели специализацию подшипникового производства, что оказало существенное влияние на развитие этой отрасли. Благодаря эффективной работе ZKL VUVL, стали появляться новые конструктивные разработки подшипников качения и как следствие, серийное производство отдельных видов. Исследования активно проводились в части применения подшипников на железнодорожном транспорте, автомобильном транспорте, в металлургической сфере и в области горнодобывающего производства. Параллельно выполнялись исследовательские мероприятия, направленные на разработку крупногабаритных подшипниковых изделий.

Экономические катаклизмы 1990-х стали результатом трансформирования компании ZETOR в структуру немного иного характера. Трансформация оказалась достаточно сложной, учитывая раздел единой Чехословакии на два разных государства. В конце концов, появилось независимое предприятие - производитель сферических роликовых подшипников – акционерная компания ZKL Brno. Ближе к 2000-му году ZKL Brno отметилась как собственник предприятий ZKL Klasterec nad Ohri и VLT Hanusovice. За несколько лет Чехия прошла процесс разъединения и объединения отдельных заводов, однако ZKL смогли объединить разрозненные предприятия под единой крышей. Правда, в 2002 году завод Klasterec nad Ohri предпочел отделиться от корпорации и даже поменял название на ZKL Automotive. Тем не менее, как видно из названия, связи завода с корпорацией остались. Действительно, коммерческие интересы отделившейся структуры, так или иначе, афишируются через представительство ZKL. Вся работа с потребительскими группами осуществляется через ZKL Bearings CZ – торговую компанию, функционирующую в столице Чехии городе Праге. На базе Группы компаний ZKL действует мощное Торговое подразделение, которое ведёт торговую деятельность и контролирует все имеющиеся подразделения, в том числе дочернюю компанию Аргентине ZKL Rodamientos, которая была создана с целью поставок подшипников на рынок Южной Америки.