Покрытия для подшипников специального назначения
17 Сентября 2014
При условиях возможного образования фреттинг-коррозии, эффективной методикой является создание фосфатно-цинковых покрытий. Этот вид защитного напыления, к примеру, активно используется при производстве целлюлозно-бумажной продукции, где в составе технологического оборудования участвуют буксовые конические роликовые подшипники, а также крупногабаритные подшипники иного типа.
Фосфатно-марганцевое покрытие рассматривается в качестве оптимального добавочного элемента, благодаря которому улучшаются показатели скольжения и приработки. Если обратиться к примерам эксплуатации подшипников с таким видом покрытия, можно отметить, допустим, коренные подшипники коленчатых валов, где отверстия внутренних колец как раз имеют описываемый тип покрытия.
Подшипники, к которым предъявляются требования высокой степени износоустойчивости и твёрдости, должны обладать покрытием столбчатого вида на основе твёрдотельного хрома. Именно данный вид напыления обладает устойчивой защитой от фреттинг-коррозии и в особенности в области точек осевого контакта поверхностей. Этот же вид покрытия показывает хорошие результаты по степени износа, когда имеют место условия смешанного трения при работе роликовых и шариковых подшипников малых размеров.
Степень устойчивости твёрдого хромированного покрытия в несколько раз (как минимум, в 5 раз) превышает показатель устойчивости традиционного стального материала, применяемого при изготовлении подшипниковой продукции. Хромированные покрытия сегодня используются:
- для обработки дорожек элементов качения у высокопрецизионных подшипников;
- для защиты наружных поверхностей шпиндельных подшипников;
- для усиления твёрдости колец на шарикоподшипниках;
- для сплошного покрытия сферических роликовых подшипников, подлежащих эксплуатации в коррозионной среде.
Политетрафторэтилен или тефлон – так называется инновационный вид покрытий, увеличивающий способность скольжения наружных колец подшипников. Естественно, другой важной особенностью, в данном случае, является и снижение коэффициента трения. Тефлон снижает значение коэффициента до величины менее чем 0,1 для осевого перемещения колец. Покрытия на основе политетрафторэтилена широко используются в конструкциях сферических и других подшипников, входящих в состав оборудования электроэнергетических предприятий, целлюлозно-бумажных комбинатов, цементных заводов и др.
Воздействие электрических полей тоже не самым лучшим образом отражается на работе подшипниковых узлов. Здесь в качестве защитного покрытия приветствуется оксидная керамика. Толщина такого покрытия может составлять 100-200 мкм, что позволяет надёжно изолировать изделие от прохождения напряжений до 1000 В. Причём эффективная изоляция сохраняется и в условиях влажной рабочей среды. На подшипниках электрических генераторов, тяговых двигателей и аналогичного оборудования, как правило, имеется подобный вид защитного напыления.
Там, где имеют место высокие трибомеханические нагрузки, то есть, возникают условия сильного трения при работе подшипниковых узлов, актуальными становятся графитовые покрытия. Имеющие достаточную степень твёрдости, графитовые покрытия обеспечивают снижение эффекта трения в несколько раз. Графитовые покрытия выдерживают высокие температуры и значительно повышают износоустойчивость подшипниковых изделий.