Подшипники качения
16 Октября 2013
Подшипник - неотъемлемая часть многих механизмов. Он служит опорой, поддерживающей любую подвижную конструкцию. Обычно это вал или ось. Есть два основных вида подшипников: подшипники скольжения и подшипники качения. Последние более распространены и широко используются в машиностроении.
Разобраться в работе подшипников совсем несложно. Это очень простой механизм, состоящий из двух колец, вставленных одно в другое. Внутри этих колец находятся подвижные ролики или шарики. Тела качения внутри подшипника удерживаются, равномерно распределяются и направляются сепаратором. В механизмах, служащих для плавного поднятия тяжелых грузов, применяют подшипники без сепаратора. Существуют типы деталей с гироэффектом, работающие без сепаратора (в них тела вращения раскручивает маховик).
Классификация подшипников качения
Стоит выделить основные виды подшипников качения:
1. По форме тела вращения:
- шариковые;
- роликовые:
- сферические;
- цилиндрические;
- конические.
- игольчатые;
- бочкоподобные.
2. По назначению в механизме:
- радиальные (для обеспечения вращения деталей);
- упорные (для фиксации);
- радиально-упорные.
"Начинка" в подшипнике может располагаться:
- в один ряд;
- в несколько рядов.
Плюсы и минусы использования подшипников качения
Плюсы:
1. Такие подшипники удобны тем, что при их использовании мало расходуются смазочные материалы, устройства меньше изнашиваются.
2. При поломке подшипник легко заменить новым, починить.
3. Деталь стоит достаточно дешево.
Минусы:
1. Подшипники качения лучше не использовать в механизмах с высокой скоростью вращения. Они быстро разогреваются и их сепаратор просто-напросто разрушается.
2. Такая деталь также будет "плохи помощником" при эксплуатации механизмов в агрессивной химической среде, а так же если при работе возникает большая вибрация и ударные нагрузки.
Нормативные документы
Классификация подшипников определяется по Единым техническим условиям (ЕТУ) 100 и 500. Внешний и внутренний диаметр подшипников, а так же их вес регламентируется техническими условиями - 37.006.086-78, ТУ 3706-СК-74, ТУ 37.006.087-79, ТУ 37.006.154-89, ТУ 3900-А. Можно сказать, что это своеобразные каталоги подшипников, регламентирующие диаметр их внутреннего и внешнего кольца, а так же вес. Самый главный нормативный документ в любой отрасли - это конечно государственный стандарт. На подшипники качения действует ГОСТ 520-89. Маркируются подшипники согласно ГОСТ 3189-89. Максимальное количество символов в маркировке - 7, минимальное - 2. Этим же стандартом регламентируется обозначение подшипников на чертежах.